Обратный звонок

Лифты в Зимнем дворце.

joomplu:955В обычной жизни подъем на 2-й этаж по этой лестнице представлял сложность для пожилых и не совсем здоровых людей. Поэтому Николай II озаботился оснащением дворца подъемным оборудованием – лифтами.
В 17 веке в Петергофе, в павильонах Эрмитажа, Марли и Царскосельском были смонтированы первые подъемные столы. Они сервировались прислугой на 1-м этаже и по команде царской семьи поднимались на 2-й этаж.


В 1793 году механик И.П. Кулибин спроектировал и установил первый подъемник –лифт для Екатерины II в Зимнем дворце. Всем известно, что Екатерина страдала болями в ногах.
Вторая половина 1820-х подарила Зимнему дворцу новый лифт (подъемник), установленный рядом с лестницей в центре северо-западного ризалиты. Подъемник связал между собой все 3 этажа Зимнего дворца. Подъемник работал и помогал обитателям в подъеме по лестнице до пожара 1837 года. Шахта лифта проходила на 1 этаже, мимо покоев императрицы Александры Федоровны на втором и заканчивалась на 3 этаже в кабинете императора Николая I. Дверь шахты лифта в кабине была сделана в виде обычного шкафа. В ту пору это было распространенное архитектурное и дизайнерское решение. Чтобы не вызывать диссонанс с классическим интерьером, все новинки убирались в шкаф.


joomplu:956Так же в шкафу находилась ванная императора и другие интересные технические новинки.
Механизм императорского лифта был изготовлен на Колпинском заводе. Он приводился в действие вручную и специально к нему приставленными рабочими (лифтерами).


После пожара во дворце установили новый лифт, разработанный уже другим человеком – инженером-полковником Фуллоном А.А. В лифте Фуллона подъемный винт крепился снизу к открытой платформе, конструкция работала по принципу поршня. Кабина была выполнена из красного дерева с медной решеткой, дверью и поручнями. Для удобства царской семьи в кабине лифта находилось кресло из красного дерева, обитое красным сафьяном. Для работы лифта его так же надо было приводить в действие рабочим. Новый лифт связывал уже только два этажа в доме. Предназначался этот лифт в основном для императрицы и других женщин.


К 1853 году лифты были установлены уже в трех помещениях Зимнего дворца. В Гатчинском дворце первый лифт появился в 1854 году.


Даже в ту пору во дворце своевременно проводили техническое сервисное обслуживание лифтов, регулярно заменяя изношенные запчасти. В 1860 г произвели замену лифта в подъезде министра Императорского двора. В 1861 произошла массовая установка лифтов во всех подъездах дворца.


За лифтами внимательно следили и своевременно ремонтировали. В 1861 году механику «за ремонт и управление четырех подъемных машин» платили жалованье в 700 рублей.


Ручная схема устройства движения лифтов действовала на протяжении 60 лет, вплоть до середины 1880-х. В документах упоминается, что в ходе работ установлены две «подъемные машины, приводимые в движение рабочими». Для обслуживания лифта «в комнате Ее Величества» работало 6 человек в три смены, в «подъезде Ее Величества» - 4 человека в две смены и в «подъезде министра Императорского двора» - 4 человека, также в две смены.


joomplu:958Единственный лифт с подобной схемой подъема сохранился до наших дней в Фермерском дворце в Александровском парке Петергофа. Плетеная подъемная кабина, прикрепленная к «винту подъемной машины» и приводимая в движение рабочим, плавно поднимала императора на второй этаж дворца. В настоящее время в Петергофе ведутся реставрационные работы по восстановлению механических столов-лифтов в павильоне Марли. 

 

Наряду с вместительными «подъемными машинами» использовались и более компактные «подъемные стулья», приводимые в действие уже гидроприводом. Для этого механизма в 1862 г специально проложили особый водопровод – «для подъемного стула Государя императора». При подъеме в них требовалась известная осторожность, поскольку «подъемный стул» не был защищен от направляющих, по которым он поднимался. Поэтому можно было наблюдать, как «люлька» поднимала вверх своих пассажиров. Одна из воспитанниц Смольного института, вспоминая свой визит в Зимний дворец, оставила описание такого «вознесения»: «Великие княжны предупредительно посадили ее в кресло императрицы, поднимающееся посредством машины на самый верх. Наследник стал позади нее.


«Бабушка» казалась восходящею на небеса, а наследник был как бы ее ангелом-хранителем. Мы бежали по лестнице, и я старалась идти наравне с «восходящими», – нам так весело было на них смотреть».


Иногда такая «открытая» конструкция становилась причиной несчастных случаев. В феврале 1904г в Зимнем дворце подъемною машиною был задавлен до смерти «несчастный машинист по собственной неосторожности!».


Случались и тригикокомические эпизоды. Когда в феврале 1880 г. народоволец Степан Халтурин взорвал фугас в подвале Зимнего дворца, то комендант дворца генерал-майор Дельсаль застрял в лифте, поскольку во время паники, вызванной взрывом, одного служителя, который его поднимал, контузило, а другой с испугу убежал.

Несчастные случаи, связанные с лифтами, затрагивали даже царственных персон. 13 апреля 1895 г. вдовствующая императрица Мария Федоровна, поднимаясь «на машине» в Аничковом дворце, попала каблуком в зазор стены и порвала связки сустава. Нога немедленно отекла. Врачи прописали императрице постельный режим и массаж ступни и подъема ноги.


В середине 1880-х гг. «подъемные машины» на ручном приводе начали заменяться на лифты, оснащенные гидравлическим приводом. Весной 1886 г. такую машину установили «на лестнице Его Величества». В скупом описании конструкции указывалось, что «верхняя часть цилиндра машины укреплена на паре железных рельс». В «подъезде Ее Величества» цилиндр машины углубили в грунт и «перестановки его не было делано за последние 20 лет… для более правильного движения люльки и переделан пол люльки из деревянного в металлический»105. Внутри подъемной люльки установили откидную скамейку красного дерева, на бронзовых петлях и кронштейнах. Двери подъемной машины изготовили из двух позолоченных бронзовых решеток. Изнутри люлька подъемной машины была затянута чехлом из небеленого холста. Снаружи рама люльки покрывал чехол из клеенки.


В конце XIX в. лифты стали привычной частью повседневного быта не только обитателей дворцов, но и зажиточной буржуазии Петербурга.
В 1904 г. тягу лифтов на гидравлическом приводе в подъездах императрицы и Малого Эрмитажа пытались увеличить за счет устройства добавочной напорной трубы к водяному баку подъемной машины в «подъезде Ее Величества». Но работы в связи с войной перенесли на 1905 г.


Во время коронации Николая II в Москве в мае 1896 г. фирма Сан-Галли занималась установкой лифта в Большом Кремлевском дворце. В качестве привода подъемника использовался электромотор. Работы в соответствии с контрактом выполнялись с 8 февраля по 15 апреля 1896 г. и обошлись казне в 4840 руб.


После Русско-японской войны и первой русской революции 1905–1907 гг. началось постепенно обновление лифтового хозяйства Зимнего дворца. Гидравлические лифты начали заменять лифтами на электрической тяге от аккумуляторных батарей. В 1913 г. по проекту инженера А. Штиглера (техническая контора инженера Р.Э. Эриксона) на Советском подъезде Эрмитажа сооружен лифт с электроподъемной машиной, установленной на чердаке дворца. Лифтовая шахта проходила через три этажа, высота подъема составляла 16 м.


Пожалуй, самым большим технологическим прорывом в уровне комфорта императорских резиденций стало строительство Ливадийского дворца в Крыму. Новый дворец в Ливадии заложили 23 апреля 1910 г., а закончил его строительство 14 сентября 1911 г. архитектор Н.П. Краснов. Дворец построили с невероятной скоростью за полтора года. При этом архитектору предоставили полную самостоятельность в ведении хозяйственной деятельности. Десятки столичных фирм работали по заказам архитектора. Если говорить только о технических приспособлениях, то они оказались беспрецедентны даже для уровня императорских резиденций. Сделали подводку не только горячей и холодной воды, но и морской. Во дворце устроили несколько лифтов: кроме обычных внутридомовых лифтов, в кухонном корпусе дворца оборудовали три лифта. Лифт-транспортер для подачи блюд в саму резиденцию, лифты для дров и для угля. Ежегодно выделялись значительные ассигнования на освещение (23 135 руб.), на выделку льда (5250 руб.), на отопление (38 374 руб.).
Когда в 1905 г. Николай II переехал из Зимнего дворца в Александровский дворец Царского Села на постоянное жительство, там уже установили один лифт. Поскольку у императрицы Александры Федоровны были больные ноги, то для нее еще в ходе ремонта Александровского дворца в 1895–1896 гг. на Собственной половине был сооружен гидравлический лифт, который связывал апартаменты императорской четы на первом этаже с комнатами дочерей на втором этаже. После окончательного переезда в 1905 г. императорской семьи во дворец на Свитской половине сделали электрический лифт. Оба лифта связывали только первый и второй этажи дворца. Лифты во дворце, как и все электричество и воду, отключили 13 марта 1917 г.