Какие работы входят в техническое обслуживание лифтов?

Первое техническое обслуживание

Приводимый ниже перечень обязательных мероприятий, выполняемых в рамках периодического ТО, является типовым, но не окончательным, и может варьироваться в зависимости от конкретной конструкции и требований ее изготовителя. Бригада специалистов будет навещать своего «подопечного» каждый месяц: ежемесячное техобслуживание (так называемое ТО-1) включает минимально необходимый список работ, позволяющих поддерживать безотказность работы устройства и предотвращать возможные неисправности. Говоря проще, сюда входят визуальный осмотр элементов конструкции, различные проверки, регулировки и т.д.:

Обслуживание

  • протирка и смазка направляющих кабины;
  • проверка крепления тросов, гидравлического штока или электрической лебедки;
  • протяжка всех резьбовых соединений;
  • регулировка механизмов приводов открывания дверей, а также их контактов;
  • проверка выключателей безопасности;
  • смазка и регулировка (по необходимости) дверей шахты;
  • проверка точности остановки кабины и устройства контроля загрузки лифта;
  • проверка натяжения ремней привода канатоведущего шкива и износа накладок тормоза лебедки;
  • визуальный осмотр ограничителя скорости движения кабины.

Ежеквартальное техническое обслуживание

Продолжительность визита мастеров составляет порядка 4 часов. Следующее по сложности ТО проводится раз в 2–3 месяца (ежеквартальное обслуживание) и занимает до 6–8 часов, то есть не более одного рабочего дня. Помимо всех вышеперечисленных операций сюда входят:

  • проверка срабатывания ограничителя скорости и концевых выключателей, установленных внутри шахты на верхнем и нижнем этажах;
  • диагностика тросов и ручьев канатоведущего шкива на изношенность;
  • регулировка направляющих башмаков кабины;
  • проверка и регулировка зазоров между тяговыми канатами и ограничителем их сбрасывания;
  • осмотр механизмов открывания дверей лифта, регулировка зазоров между створками и порталом, контрроликами каретки и направляющей линейкой, окном блока контроля и зубом защелки, а также роликами дверей шахты и неподвижной щекой отводки кабины, при необходимости — натяжка ремня привода каретки;
  • диагностика смыкания створок дверцы и усилия их статического сжатия;
  • осмотр приямка, проверка и регулировка натяжного устройства.

Кроме того, специалисты контролируют состояние пружин противовеса: разница между их длинами должна находиться в допустимых пределах.

Устройства безопасности лифтов работают по простому принципу: при возникновении любой неисправности соответствующий датчик подает сигнал на контроллер, который размыкает цепь электропитания привода кабины и она останавливается. Тормоз лебедки является нормально-замкнутым устройством, то есть в отсутствие электроэнергии он мгновенно блокирует тяговый трос.

Раз в полгода ко всем работам, входящим в ТО-1 и ТО-2 (ежеквартальное), добавляются:

  • диагностика усилия подтягивания клиньев ловителей (приспособлений, удерживающих кабину от падения в случае обрыва троса) к направляющим и зазора между ними;
  • проверка сопротивления изоляции проводов и силовых агрегатов лифта.

Техническое обслуживание электрооборудования, в том числе контроль целостности изоляции и шины заземления, проводится в соответствии с руководством по эксплуатации электроприводов и автоматики управления ими, а также согласно требованиям Правил устройства электроустановок (ПУЭ).

Ежегодное техническое обслуживание

Лифт

Но наиболее сложным и дорогостоящим является ТО-4, выполняемое каждые 12 месяцев и длящееся не менее 2 рабочих дней. Сюда, помимо длинного списка, состоящего из всех указанных выше мероприятий, входит проверка устройств безопасности лифта, что называется, в действии. Специалисты моделируют возникновение различных нештатных ситуаций, в частности, связанных с превышением максимально допустимой скорости движения кабины, неполного закрывания ее дверей, обрывом тягового троса и т.д., а затем смотрят, как поведут себя датчики и исполнительные механизмы, призванные предотвратить тяжелые последствия этих неисправностей, весьма опасных для жизни и здоровья пользователей.

Говоря официальным языком, ТО-4 включает в себя статические и динамические испытания лифта. Например, в его кабину помещается груз, масса которого существенно превосходит максимально допустимую для данного устройства. Суть опыта заключается в том, чтобы проверить тяговый канат (запас прочности этого узла многократно превышает заявленную грузоподъемность конструкции), а также надежность тормоза лебедки и обратного клапана в гидравлической магистрали. Все подобные проверки регламентируются Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПУБЭЛ). На основании проведенных мероприятий составляются акты о полном техническом освидетельствовании приспособления и о допуске его в эксплуатацию — впрочем, в случае с частным домом зачастую ограничиваются лишь соответствующей отметкой в техническом паспорте.

Любое из проводимых ТО предусматривает проверку уровня масла в гидравлической магистрали. Относительная простота конструкции позволяет при его понижении быстро обнаружить место утечки и принять необходимые меры — как правило, это замена уплотнительных муфт, сальников и т.д.

Если же говорить о пневматическом приводе, давно известном на Западе, но пока экзотическом для России, то здесь кабина приводится в движение за счет вакуумного насоса, откачивающего воздух из верхней части герметичной трубы-шахты: возникающий перепад давления вынуждает лифт подниматься. Технически такая система, пожалуй, отличается наибольшей простотой, а ее ТО сводится к проверке герметичности шахты, замене уплотнительного кольца на крыше кабины и, разумеется, надежности работы насоса. Кроме того, диагностике подлежат устройства безопасности — уже упоминавшиеся ловители, датчики скорости движения подъемника, разгерметизации трубы и т.д. Наконец, контролируется функционирование приспособлений, обеспечивающих остановку кабины в крайних (верхнем и нижнем) положениях, а также плотность закрывания ее дверцы.
{jcomments on}